«Мы идем командой, нам не надо тратить время, которого нет, на согласование позиции»
- Вкладка 1
Александр Шохин – в 1991 году заместитель председателя правительства России по вопросам социальной политики, министр труда и занятости населения:
Мы ведем отсчет с 15 ноября 1991 года, с первого заседания правительства. Но можно его вести и с 6 ноября, когда Борис Николаевич решился подписать указ о назначении членов нового правительства, назвав Бурбулиса, Гайдара и меня вице-премьерами. На самом деле, еще 25 и 28 октября произошли судьбоносные события — это заседание Госсовета и заседание V Съезда народных депутатов РСФСР, где Борисом Николаевичем были обозначены основные положения экономической программы будущего кабинета. Я помню, с каким трепетом мы слушали его выступление, когда он пообещал освободить цены со 2 января 1992 года. Мы считали, что это надо держать... ну, если не в секрете, то не объявлять раньше времени, чтобы хотя бы два месяца дотянуть до Нового года. Но получилось так, что прилавки опустели раньше, чем мы думали, в силу того, что выступление Бориса Николаевича произвело сокрушительный эффект, прежде всего, на ситуацию в магазинах, а уже потом — на формирование нового правительства.
Я хотел бы напомнить, что к концу октября 1991 года у Бориса Николаевича был выбор, какое правительство формировать. Как ни странно, он уже определился с тем, какую программу реализовывать — это программа рыночных реформ, либерализации цен, приватизации и так далее. И в основном он использовал наработки команды Гайдара (дача №15 в Архангельском), хотя еще не принял решение о том, кто будет эту программу реализовывать. И в этой связи я хотел бы упомянуть о роли Геннадия Эдуардовича, который убедил Бориса Николаевича, что программы должны реализовывать те, кто их писал. Была велика вероятность, что на пост председателя правительства будет назначен кто-то из старой партийной номенклатуры — Юрий Скоков, Олег Лобов или кто-то из свердловских друзей, но не Бурбулис. У Бурбулиса фамилия была неподходящей.
Тогда было принято еще одно нестандартное решение: когда стало понятно, что Борис Николаевич не может решиться назначить кого-то премьером (его старые друзья не проходили по критерию соответствия программе, а новые реформаторы были ему не очень известны), он согласился с предложением Геннадия Эдуардовича стать временно исполняющим обязанности председателя правительства. Тогдашняя конституция РСФСР позволяла президенту исполнять обязанности председателя правительства, и я считаю, что это очень был серьезный шаг поддержки Борисом Николаевичем новой команды. Таким назначением он осуществил политическое прикрытие реформам и команде реформаторов.
Помимо дачи №15 в Архангельском, где собиралась команда Гайдара, была еще дача №6, где работала команда Ясина, Явлинского, Алексашенко, Петракова, Шаталина… То есть было несколько реформаторских команд, которые писали конкурирующие программы. И, кстати, это, на мой взгляд, было неплохо, потому что было понятно, что конкуренция идет более-менее в одном поле. Это не конкуренция между рыночным вариантом развития России и государственническим, и поэтому Борису Николаевичу легче было выбирать. Еще была команда Евгения Сабурова, которая тоже достаточно активно работала. Хотелось бы сейчас уже ретроспективно сравнить, какие варианты экономических реформ могли быть реализованы более успешно. То ли вариант Явлинского — сначала приватизация (малая, а потом большая), затем раскрепощение цен за 400 или 500 дней. То ли все-таки версия команды Гайдара, когда предполагалось, что все надо делать быстро и что у нас не больше одного года для реформ. Насколько я помню, большинство членов команды Гайдара ориентировалось, что год — это максимум жизни этого правительства, и поэтому нужно идти по польскому варианту, делать эти реформы достаточно быстро.
Если говорить о технологии назначения членов кабинета, то я хотел бы вспомнить такую историю. 10 ноября 1991 года были назначены три вице-премьера — Бурбулис, Гайдар и Шохин — и госсоветник по правовым вопросам Шахрай. Сидим у Бориса Николаевича Ельцина, принесли ему проекты кадровых указов о назначении членов кабинета. Борис Николаевич говорит: «Прежде чем мы начнем обсуждать ваше предложение, у меня один вопрос. Есть такой человек – Гавриил Харитонович Попов». Мы в ответ: «Как же, как же, наш декан, учитель, завкафедрой, мэр». Ельцин: «Вот он хочет поработать в вашем правительстве министром внешних сношений. Вы как к этому отнесетесь?» Мы сразу отвечаем: «Гавриил Харитонович замечательный человек, но если он будет работать в этом правительстве, нам будет трудно состыковываться по ключевым вопросам, даже по той же внешнеэкономической деятельности, поэтому, если вы его назначите, наверное, мы тогда пошли». Борис Николаевич: «Да нет, это я так, к слову. Давайте ваши предложения». Вот тогда и удалось председателем комитета внешнеэкономических связей назначить Петра Авена. Мы ориентировались именно на командный подход, мы Борису Николаевичу говорили: мы идем командой, нам не надо тратить время, которого нет, на согласование позиции, это будет убийственно для нового правительства.
Когда правительство было сформировано, утвердили простую схему работы: Борис Николаевич, как председательствующий на заседании правительства не должен сталкиваться с полемикой между министрами — мы должны были утрясать это до того и выносить на суд президента только согласованные и решенные вопросы. Поэтому до глубокой ночи, с вечера вторника до утра среды, мы должны были все согласовать, а что не успевали, оставляли до следующего заседания. Поэтому на официальных заседаниях правительства, проходивших по четвергам под руководством Ельцина, одобряли уже согласованные решения. Живое присутствие министров на заседаниях по вторникам позволяло не допускать запуска документа на месяц по ведомствам по процедуре согласования, что сейчас является, к сожалению, традицией.
Выступление состоялось в рамках юбилейного заседания правительства реформ 15 ноября 2016 года в Высшей школе экономики.